Размышляя о «Круге Земном»

В отношении знания взглядов и мировоззрений северян в эпоху раннего средневековья мы в большей степени должны быть благодарны Снорри Стурлусону. Один из самых известных исландских скальдов и историографов благодаря своему авторству «Младшей Эдды» и «Круга земного». Происходил из знатного рода Стурлунгов. Активно участвовал в общественной жизни Исландии, дважды избирался законоговорителем на альтинге. Отец - Стурла Старый, мать - Гудню Бёдварсдоттир. Воспитывался в Одди, в доме Йона Лофтссона, который был внуком норвежского короля. Благодаря этому получил хорошее образование. В 1199 году Снорри женился на Хердис Берсадоттир, получив большое приданное. В 1206 году Снорри переехал в Рейкьяхольт, оставив жену в Борге. В 1215 году впервые был избран законоговорителем на Альтинге. В 1218 году отправился в Норвегию, где был принят при дворе короля Хокона IV. В 1219 году посетил в Швецию, где встретился с законоговорителем Эскилем Магнуссоном. Во время своих путешествий Снорри собирал сведения о ранней истории Скандинавии. В 1220 году Снорри вернулся в Исландию, в 1222 вновь был избран законоговорителем. Выступал в поддержку норвежского короля, за присоединение Исландии к Норвегии, что настроило против него исландских вождей. В 1222 году участвовал в междоусобной войне со своим братом Сигхватом и племянником Стурлой Сигхватсоном, в которой потерпел поражение. В 1237 году Снорри снова отправился в Норвегию. Однако политическая обстановка в стране изменилась. Друг Снорри ярл Скули потерял свое положение при дворе. В 1239 году король запретил исландцам покидать страну, но Снорри нарушил этот запрет. В результате он был убит в 1241 году врагом рода Стурлунгов Гицуром Торвальдссоном.

Самое известное произведение Снорри – «Младшая Эдда» - сборник многочисленных скандинавских мифологических сюжетов. Снорри был автором «Видения Гюльви», «Языка поэзии» (руководство по использованию языковых приемов), «Перечня размеров» (список скальдических стихов). Кроме того, Снорри приписывают авторство многочисленных скальдических стихов и саг («Круг Земной», «Сага об Эгиле», Отдельная сага об Олаве Святом).

Именно в изложении Снорри Стурлусона исследователи  признают информацию о пантеоне викингов. Всем известно, что верховным богом Асов является Один. Тем не менее, есть предположения, что первоначально им был Тюр - однорукий бог храбрости и воинских поединков, который уже у Снорри стал сыном Одина. Кто указывает, что верховным богом был всё же Тор - бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, хозяин волшебного молота Мьёльнира. Тор известен как гроза великанов и убийца чудовищ. Тор был, помимо прочего, богом штормов и погоды. В более позднем осмыслении он так же стал сыном Одина.

Возможно, не все помнят, что главная интрига заключалась в войне между Асами  и Ванами. По мнению Снорри Стурлусона, которое он излагает в своих работах, война была в значительной степени вызвана неодобрением асов к элементам культуры ваниров, таким как практика инцеста. Довольно странное заявление, которое как повод для войны явно не достаточен, так же как и нигде вообще более никогда не подтвержден. Надо вспомнить биографию автора чтобы понимать, что Снорри не писал правду, а скорее свое мнение как религиозного человека изначально осуждающего мировоззрение не совпадающее с его взглядами. Естественно все древние боги должны были иметь недостатки и вызывать у читателей как минимум легкое отвращение за свои слабости.

 Заключив перемирие, эти миры обменялись заложниками в знак мира в Асгараде остались Ньёрд и его дети Фрейер и Фрея, которые отвечают за плодородие. Снорри Стурлусон не указывает на то кто из асов остался в Ванахейме. При этом сложно признать, что обмен произошел на уровне Верховных правителей миров, к тому же такой традиции не было. Значит, обмен мог состояться равными по статусу богами, которые были на второй ступени в иерархии миров. Все трое быстро стали доверенными членами сообщества Асгард.

Любопытно, что со временем основным богом моря и ветров в скандинавской мифологии считается именно Ньёрд, который определённо был богом ветра, моряков, берегов и внутренних вод. Он был также связан с урожаем, рыболовством и богатством. Не смотря на то, что Ньёрд не часто упоминается в сохранившихся литературных источниках скандинавской мифологии, очевидно, что он был одним из самых почитаемых норвежских и вообще северных богов. Согласно Поэтической Эдде, для Ньёрда строилось огромное количество храмов во времена викингов. Вероятно, поэтому его имя сохранилось во многих скандинавских топонимах в Швеции, Норвегии и Исландии. Это, возможно, первоначально были местоположения его храмов.

Ньёрд почитался даже в XVIII -м и XIX-м веках, как часть норвежской народной практики, в которой Ньёрду были благодарны за обильный улов рыбы. В роли морского бога Ньёрд, кажется, является помощником и сторонником людей. Это резко контрастирует с Эгиром, норвежским гигантом, также связанным с морем. Его считали более опасным существом, и если бы викинги видели большие волны, приближающиеся к их кораблям, то боялись, что Эгир был поблизости, и, возможно, призвали Ньёрда, чтобы противостоять более разрушительной силе великана.

В отличие от Ньёрда, который давал богатство, Эгир был берущим. Считалось, что он жестоко разбивает корабли, чтобы забрать их золото и сокровища для себя. Как и Ньёрд, Эгир был женат на своей сестре Ран, с которой у него было девять дочерей - духи волн. Ран была также замечена как враждебная сила в море, таща людей в океан своими огромными рыболовными сетями.

Таким образом, кажется, что, хотя Эгир и Ран представляли опасную и разрушительную сторону моря, именно Ньёрд воплощал для северян в себе силу моря.

В результате осмысления даже этой части духовной жизни северян оказывается довольно много не стыковок, которые очевидно имеют внутреннее противоречие. Равно как и ни слова не сказано кто же возглавлял богов Ванахейма – мира, который не погиб в Рагнарёк и до сих пор, в представлении людей, остался миром гармонии, баланса и процветания.