Как северяне жили на корабле во время своих дальних путешествий ?

Путь «из варяг в греки» - название хорошо известного водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей. Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».

Вместе с тем, глядя на корабли северян необходимо отметить, что они на самом деле они довольно разнообразны. Это связано с их функционалом и предназначением. Довольно условно все корабли северян были внешне похожи - длинными и узкие, с симметричными концами и килями, но они, так же как и сейчас, делились на две основные категории - торговые и военные корабли.

Большинство драккаров северян, это суда типа karve - карв (выше), были предназначены для плавания по рекам, фьордам и прибрежным водам. На тот период и некоторые виды торговых судов могли также использоваться в качестве военных кораблей. По мнению специалистов лишь несколько типов кораблей северян, таких как knarr - кнорр, были действительно способны хорошо ходить в открытом море и даже в океане. Эти корабли, безусловно, были совершенно другими - гораздо шире и полностью палубными. Используя их северяне могли с успехом добираться до Исландии, Фарерских островов, Гренландии, Средиземного моря и даже до Африки.

В то время как маленький карв мог вмещать пару-тройку десятков воинов, то кнорр мог вместить до 100 человек. Поваров или в морской терминологии коков у них не было, в основном тянули жребий - кому готовить. В Сваргасе мы не тянем жребий, как правило, готовкой занимается тот, кто не занят на тяжелых работах или встречей гостей. Поскольку на маленьких военных кораблях эпохи викингов по соображениям пожарной безопасности не было печи, то маловероятно, что повар мог готовить на борту горячие блюда. При этом считается, что на больших судах такая возможность была.

В торговых же плаваниях, согласно сагам, содержится правило о трех ежедневных высадках на берег. Один раз для забора воды и два для приготовления пищи. В основном еда состояла из каши, приготовленной в большом заклепанном горшке, такой как у нас есть в Дагдахейме. Информация из музея кораблей викингов в Роскилле говорит нам, что кроме круп корабельные припасы также включали и сливочное масло. Иногда северяне  брали на борт сушеные ломтики самых жирных кусков палтуса, сушеной трески и сухари. Вареное или жареное мясо редко входило в состав провизии, и лишь в особых случаях допускался забой сельскохозяйственных животных.

По правилам суточный рацион составлял 880 граммов крупы и 285 граммам сливочного масла. То есть чуть больше килограмма пищи на человека, что довольно много. Примерно столько человеку нужно при значительной физической нагрузке. Когда военные корабли шли в поход далеко от берега, то с ними следовал транспортный флот. На эти корабли грузили оружие и провизию - бочки соленой рыбы и цыплят в корзине.

Моряки пили воду, которая хранилась в специальной емкости, которая могла вместить 500 или даже 750 литров. В сутки могло выходить 4 и более литра на человека. Пиво было только на кораблях знати. Что касается сна, то во время прибрежных путешествий команда обычно высаживалась на берег, снимала парус и могли его использовать в качестве палатки для сна. Кроме того, они могли бы разбить палатки из шерстяной ткани. Правда это не всегда было безопасно и существенно увеличивало по времени торговую экспедицию.

Корабли, как правило, имели плоскую палубу, со съемными скамьями гребцов, уложенными на поперечные балки и небольшие приподнятые платформы на носу и корме. Что же касается спальных мест, то плавание было очень трудным, как для пассажиров, так и для экипажа. Корабли были полностью открыты, и они были во власти морской стихии, хотя если бы парус не был поднят, то они могли бы спать под ним, как под балдахином. Иногда на некоторых судах мог быть специальный балдахин не из паруса. Могли еще укрываться серье, которое было своеобразным спальным одеялом, сотканным из шерсти. Одна сторона была сшита из простой ткани, с другой - маленькие комочки сырой шерсти крепили так, что одеяло выглядело как овечья шкура. Одеяла, которые были найдены в Бирке в Швеции и в Хейнесе в Исландии датируются X-XII веками полностью подтверждают такую версию. Серье могли выдержать намокание и сушились легче, чем кожаный спальный мешок. Но они занимали больше места. Поэтому они чаще встречались на судах, имеющих на борту меньше людей, таких как торговые суда, грузовые суда и рыбацкие лодки.

Исландские источники указывают, что в дальнюю дорогу везли с собой спальный мешок. Спальный мешок назывался худфат. Это были большие шкуры, сшитые по бокам и вмещающая двух человек. Они часто были сделаны из водонепроницаемой шкур тюленей, потому что палуба была очень мокрой.

По мнению историков необходимо было через каждые десять дней пути делать остановки в Гардах для пополнения запасов провизии и воды, именно это во многом и стало экономической основой создания Древнерусского государства, которое северяне называли Гардарики – Страна городов. С учетом того что по источникам путь мог занимать до девяти месяцев за одну навигацию редко когда можно было завершить этот торговый поход, поэтому команде и купцам надо было заранее понимать у какого дружественного Ярла можно будет остаться в гостях по дороге чтобы это было безопасно и сытно )))

Скальд и летописец Ларс из Лахтхейма считает, что на древнем Вуоксинском пути самое правильное было остаться на Йоль в Сваргасе у гостеприимных Ульфри и Илвы, под надежной защитой Ярла Харальда. Не удивительно, что и в наши дни путники выбирают тот же маршрут и поступают очень мудро )))