Из истории Выборга

В 2003 году в преддверии 600-летя Выборга вышел сборник, в котором есть очень интересные публикации.

Прежде стоит два слова сказать об авторе цитируемой статьи – Абакшиной Эльге Николаевне. Для Выборга – это, безусловно, легенда – культуртрегер. Так во многом благодаря стараниям этого человека известный Парк «Монрепо» стал музеем – заповедником, а не оказался потерянным навсегда для грядущих поколений из-за варварского использования его как ЦПКО им М.И. Калинина.

 Огромен вклад Эльги Николаевны в образовательную деятельность, и ныне существенная часть культурного ландшафта Выборга именно ее заслуга. Отчасти мировоззренческие основы Сваргаса своими корнями уходят в «Малую академию Выборга», которую долгое время возглавляла и руководила научной работой школьных лабораторий Абакшина Э.Н.

Как любой сложный человек с обостренным чувством собственного достоинства, понятием справедливости, собственным мнением  они никогда не была обласкана властью. При этом обширные знания, эрудиция, блестящий ум и потрясающая работоспособность всегда были востребованы и уважаемы  в научных кругах северо – западной части России.

Что касается текста публикации, то на наш взгляд особенно примечательное следующее :

Во-первых, любимый "секрет Полишинеля" - мы уже неоднократно обращали внимание на фактически более почтенный возраст основания Выборга, чем принято официально утверждать 1293 год ! Об этом убедительно сказано Абакшиной Э.Н. еще в 2003 году, тем не менее, научная составляющая Выборгского Замка упорно и последовательно обходит это существенное обстоятельство, старательно игнорируя этот важный вопрос  в истории города. Варианты ответа участники могут рассмотреть сами, но на поверхности, на наш взгляд, явный приоритет местничковых или личных мотивов перед интересами страны. Это не лишний пафос. Вдумайтесь, сколько людей формально переписывали историю Выборга  в своих монографиях, краеведческих публикациях, научных статьях, делая на этом свое научное имя. При этом они беззастенчиво прошли мимо здравого смысла и исторической объективности. Признать теперь свою научную близорукость, безответственность и непрофессионализм – задача не из легких. При этом исторически обоснованный факт первого упоминая Выборга как поселения на пути «из варяг в Греки» имеет важное государственное значение - как аргумент в эмоциональном споре о приоритете на эти территории. В последнее время стало модным в качестве «фантомных болей» вспоминать об утраченных территориях. В этом особенно преуспела Япония, но и Финляндия время от времени начинает озвучивать свои претензии по Выборгу. В этой связи дата основания города еще в эпоху викингов и его мульти этнический состав выбивает почву из под ног финских националистов с подобного рода ни чем не обоснованных территориальных претензиях. Вполне возможно, что воспитанные на либеральных идеях и преклонении перед всем Европейским нынешние деятели от науки Выборгского Замка не могут замахнуться на «святое», т.к. это может вызвать неудовольствие северных соседей, а вместе с ним и поток маленьких личных благ и бонусов.

Во-вторых, упоминание о Мировом древе, в контексте существующей северной традиции, это прямая отсылка к Королевскому Майскому дереву в Сваргасе, как празднику, вбирающему в себя очень большой и интересный смысл. При том что, повторимся, публикация сделана еще в 2003 году ее актуальность и востребованность нисколько не пропала.

   О Шведском менталитете

Нет другого такого города на свете...
(Уно Ульберг, Выборг, 1944 г.)

Это восклицание великого архитектора, уроженца Выборга, говорит о сути его любимого города. Но чтобы осознать это, надо постараться понять менталитет - представление о мироздании, о гармонии основателей города - шведов.
Шведы относятся к очень древним народам: «гиперборейцы» - называли их древние египтяне. И о древности нации говорит мифология и язык - единственный язык, кроме норвежского, со-хранивший до сих пор так называемый «музыкальный акцент», (помимо обычных ударений), в то время как латынь утратила его уже в средние века. Можно предположить, что и древнеегипетский язык звучал также.
Как и когда была заселена территория Скандинавии - до сих пор тайна. Недаром такой великий ученый как Улуф Рюдбек, открывший лимфатическую систему в организме человека в 16 веке, не предполагал, а утверждал, что шведы - потомки погибшей цивилизации Атлантиды.
Знаменитый путешественник и антрополог Тур Хейердал про¬водил археологические раскопки в районе Дона, Азовского моря, ища следы странствий «великой троицы Асов» - из возможно нынешней территории Индии, прародины арийцев (вспомним индийского Бога по имени Сканд)...
Нам известно только, что произошло после последнего «ледникового периода». Но сколько их, этих периодов, было за историю планеты? Возникали и исчезали материки, острова и прочая твердь земная, а также водные просторы. Меняла свое направление Земная ось. Но только великий космический порядок оставался не¬зыблемым. И понимание Гармонии, понимание Света (что и есть культура) наиболее ясно и чётко изложено в мифологиях древнейших цивилизаций, таких как Древний Египет, Тибет и Скандинавия.
Яркой моделью мироздания является представление об «Эпохе Мирового Древа», - как философского понятия, как культурно¬го героя, отделившего Хаос от Космоса, от Гармонии. У остальных более юных цивилизаций это осталось в виде воспоминаний: священные деревья, рощи, перешедшие затем в праздник Христианской Троицы.
Великий Ас Один мечтал о создании у корней Мирового Древа «Иггдрасиль», у святого источника Урд гармоничного царства Мидгард на Земле такого же, как Асгард, в верхней части Древа, на небе.
Древо соединяет все миры, а глубоко в корнях его суетится Мировой Змей - Ермунганд, Мировое зло, задача которого пере¬крыть Святые воды, уничтожить Древо, чтобы опять «Хаос ширился щелью».
Небезынтересно, что до сих пор высший Орден Швеции - это Орден «Полярной Звезды». Когда окончательно шведы заселили Скандинавский полуостров, Земная ось уже «упиралась» в Полярную звезду (в Древнем Египте - это был Сириус - Сотис!).
Как воспоминание о Космосе можно рассматривать захоронения древних скандинавов в кораблях (небесные барки, возносящие души к звездам). Потом они уже выкладывали изображения кораблей из камней на суше. И последнее воспоминание о звезд¬ном пути мы видим в рунических камнях, которые в христианскую эпоху служили надгробными памятниками. И сложное змеевидное переплетение на них с руническим алфавитом, соседствующее с крестом, - напоминает о корабле - драккаре. Не отсюда ли происходит знаменитый морской узел? И отсюда внешний вид выборгского кренделя, который был ритуальным шведским похоронным хлебом из пшеницы, - культуры злака, привнесённым, по легенде, из Космоса Михаилом Архангелом. (Кстати, Новый год в Швеции отсчитывался от Михаила - осенью).
Первое, до сих пор найденное упоминание о Выборге - имен¬но на руническом погребальном камне у церкви в Уппланде - сердце Швеции. То обстоятельство, что шведы выказывали и вы-казывают до сих пор трогательную привязанность к мифологии, позволяло Римским Папам вплоть до 15 века запрещать открытие университета в Уппсале.
Фамилии шведов тоже свидетельствуют о космических воспо¬минаниях, например: последний комендант Выборгского Замка в 1710 - имел фамилию Шернстроле (Звёздный луч), знаменитые красавицы Выборга Аврора Карамзина и Эмилия Мусина-Пуш¬кина в девичестве были Шернвалль (Звёздный путь), канцлер Оксеншерна * (Созвездие «Тельца») ... и несть им числа! Всё это наводит на мысль о древности народа!
Средние века... 1293 год! Поздние крестовые походы по христианизации населения, живущего на территории Финляндии. По определению авторитетного культуролога Ю. Лотмана из Тартуского университета - это был последний рывок в «философию вечности». Сюда, на Карельский мост пришли (или вернулись?) шведы. Вероятно, с университетским образованием. Не имея еще разрешения на собственный университет, молодые шведы были одержимы уже в те времена жаждой знаний, и учились в европейских высших учебных заведениях: в Париже, например, на левом берегу Сены для шведских студентов были построены 2 «общежития» - и это в XII веке!
Но это были люди, имевшие тот самый менталитет, о котором мы писали выше.
День, когда было начато строительство башни, был днём Святого Улуфа (29 июля) - главного скандинавского апостола. Башня была очень высокой и являлась не только «донжоном» - фортификационным сооружением того времени. Она символизировала сон Святого Улуфа, привидевшийся ему перед гибелью в битве за Христианство: «он восходит по высокой лестнице в небо»...
«Лестница в небо», «Мировой Столб» - всё это синонимы того самого «Мирового Древа» Иггдрасиль.
Нет в Европе такой высокой могучей башни, поставленной на границе «миров Космоса и Хаоса» или, вернее, систем: демократической и тоталитарной. Нет аналога в Европе, - нет города, основанного в результате крестового похода, - бескровного, ибо в День Святого Улуфа - (главный скандинавский праздник) - Экологически чистый день! - «нельзя ни травинку сорвать, ни жучка- червячка замочить».
Спустя 300 лет Густав Ваза, король Швеции был очень обеспокоен судьбой башни: «Она очень высокая и слабая - писал он в одном из многочисленных писем Выборгскому наместнику... Может рухнуть и перегородить пролив». Его предложения по укреплению башни против артобстрела свидетельствуют, что он понимал идеологическое значение этого «донжона» - как символа Мирового Древа. В его время башни снижались (так называемые барбаканы - «Круглая башня», бастионы Рогатой крепости и т.д.). Но башня Св. Улуфа должна была символизировать свой изначальный смысл.
Поэтому он предложил укрепить башню, разобрав верхние этажи, поставив восьмерик на четверик по так называемой «голландской системе».
Для финского менталитета понятие «Мирового Древа» чуждо, поэтому они соглашаются с уважаемыми нашими реставраторами, предложившими макет возведения башни Св. Улуфа: сначала низенькая, а потом при Густаве Вазе, надстроенная, высокая.
Шведы же, как «государственные», так и финские, радостно узнают свой Иггдрасиль! И будет это в их душах, пока земля вертится!
Вот почему памятник Торкелю Кнутссону стоит на пьедестале, символизирующем Мировое Древо. И имя его записано там руническими буквами.*
Вот почему Уно Ульберг строил такие здания, как Архив, Музей изящных искусств, родильный дом, всё, что имело отношение к Свету, Вечности - на холмах. И к ним вели лестницы. Лестницы в небо...
Абакшина Э.Н.

* Руны - это тайные знания, которые Один получил из Космоса после 9 дней мучений, когда он, чтобы помочь людям, принёс себя в жертву, прибив копьем к Мировому Древу. (Не путать с калевальскими рунами - это тип стихосложения).