Ивар Широкие Объятия и Гардарика.

Древние легенды и сказания о норманнских богах именуются сагами. Само слово "сага" переводится с древнего языка Исландии как "сказание". Это гораздо позже, ближе к двадцатому веку, люди начали использовать это слово в ироническом контексте, намекая на обширное и растянутое повествование. На самом деле, сага может быть и не очень большой по объему, но всегда несет в себе глубокий смысл. Так же, как и древние славяне, викинги саги не рассказывали, они их пели. Отдельные сказания так и назывались - песни. Самый большой сборник песен называется «Старшая Эдда». Все саги, что содержатся в ней, делятся на две группы: о богах и о героях. Начинается «Старшая Эдда» с песни под названием «Прорицание вельвы». В ней рассказывается о том, как был сотворен мир, откуда появились люди и кем друг другу приходятся великие боги.

В том что, скандинавские саги - не хроники и не летописи, а литературные произведения никто не сомневается. Особенностью саг является вплетение в сюжет наряду с мифическими существами реально существовавших людей. Надо признать, что порой сама по себе жизнь закручивает настолько неожиданные истории, что мало какой автор в состоянии будет такое сочинить, то и литературные сюжеты, в основном берутся из жизни.

Далеко не все любители истории севера хорошо знают об И́вар Широ́кие Объя́тья, в некоторых источниках он называется Ивар Приобретатель или Ивар Видфамне (Ivar Vidfamne) (встречается русское написание Видфамме) — легендарный конунг VII века, правивший Сконе, из династии Скьёльдунгов, сын Хальвдана Храброго (Hálfdanar snjalla).

О нем известно, что родом он из Сконе, что не территории современной Швеции - прекрасной, по мнению местных жителей, долины, которая хороша уже одним только тем, что больше ничего вокруг для земледелия не подходило вообще, отчего люди из Сконе слыли богачами. Родился Ивар в первой половине VII века, то есть во времена, о которых известно довольно мало, за что поздние историки назовут их "тёмными веками".

Ивар принадлежал к роду Скьёльдунгов, наверное, самому известному из скандинавских родов, и прославился тем, что создал невероятных размеров государство, охватывавшее все земли у Балтийского и Северного морей, а страны более дальние обложил данью. На острове Фюр, находилась столица Ивара Широкие Объятия, город Риге. Именно там сделана самая древняя находка записей рунического алфавита.

По мнению  историков для Ивара начиналось все не слишком прекрасно : Сконе, считавшийся тогда одним из двух датских "царств" (второе называли Зеландией, по-видимому, в него входил собственно остров Зеландия, тот самый, где сейчас расположен Копенгаген, и полуостров Ютландия). Государством Сконе правили два брата - отец Ивара, Хальвард Доблесный и Гундрёд.

Жена Гундрёда, Аса, сначала подговорила своего мужа убить брата, чтобы править самому, и Ивару пришлось спасаться бегством, но Аса не ограничилась одним убийством и позже убила и Гунрёда - наверное, это вызвало смуту в землях Сконе, потому что вернувшийся с небольшим войском Ивар Асу уже не застал, она бежала к своему отцу, королю Швеции. Ивар преследовал её, победил войско короля шведов и подошел к столице. В Раенинге в этот момент шел большой пир, на котором пировал и король, Ингьяльд Коварный и его не менее коварная дочь Аса. Поняв, что сил для отражения атаки у них нет, они сожгли самих себя и всех своих подвыпивших слуг и домочадцев вместе со своим замком, а Ивар, судя по всему, при полном одобрении народа и принятии его прав, стал править и Сконе, и Швецией (Sviaveldi).

Традиционно, когда речь идет о сражениях, фантазии рисуют гигантские батальные сцены, но на деле, в связи с малочисленностью армий VII века (редко когда "огромное войско" превышало 1-2 тысячи бойцов) сражения вели небольшие группы. Очевидно, чем меньше численность сражающихся, там в большей цене личные качества отдельных бойцов. В этом случае военная удача явно благоволила Ивару - он захватывает Саксландию, южное побережье Балтики (это было сделать не сложно, именно в этот момент саксы и даны во множестве переселяются на Британские острова, оставляя свои земли), а так же земли нынешней Прибалтики и часть Англии (Нортумбрию), где и получает свои многочисленные прозвища - кроме Широких Объятий его называют еще Всевидящим или даже, точнее, Всепроникающим, отдавая должное его прозорливости, настойчивости и последовательности.

Что касается самого известного из его прозвищ - Широкие Объятия, то оно не про то, что Ивар готов был распахнуть эти самые объятия кому угодно, а про то, что он больно уж охоч был до чужих земель и богатств, которые он и норовил "объять". Собственно, времена-то были, тёмные, иных способов разбогатеть, кроме приложить силу, тогда не существовало, и дружина Ивара старалась, как могла, порадовать своего удачливого вождя. Новые земли, заселенные данниками, означали богатство, чем больше земель и данников, тем богаче правитель.

Самого многочисленного в ту пору на Балтике войска не хватило для того, чтобы захватывать все земли, до которых Ивар Широкие объятия мог дотянуться, поэтому его огромная империя - это не земли Ивара, а его данники, от Британии до Волхова.

У Ивара подрастает дочь Ауд, которую саги будут упоминать как Ауд Богатую, а еще - Ауд Глубокие Мысли. Снова в жизнь Ивара Широкие Объятия вмешивается женщина, но на этот раз не родная тётка, а родная дочь. Ивар присмотрел ей шикарную партию, конунга Зеландии по имени Хрёрик Метатель Колец (он, между прочим, дедушка некого Амлета, прообраз шекспировского принца Гамлета), но свадьба эта состоялась вопреки желанию самой Ауд, которая любила брата Хрёрика, Хельга.

Уже знакомая и популярная в сагах интрига - Ивар стравливает Хрёрика и Хельга, и король убивает своего брата, а сам Ивар во главе большого войска вторгается в Зеландию, как бы неся возмездие за братоубийство, и убивает Хрёрика. Но в этот раз овладеть Зеландией ему не удается: его родная дочь и её сын, внук Ивара, Харальд Боезуб, побеждают Ивара в сражении и отстаивают свои земли. Силы, однако, не равны, Ауд вынуждена бежать, и она бежит, вместе с сыном и большой дружиной, на восток, в Гардарику.

Самое время сделать небольшую паузу и объяснить, что Гардарикой тогда называли земли северной Руси. Правители Гардарики охраняли свои земли и активно принимали участие в торговле, поэтому через десять дней пути устанавливая укрепленные Гарды вдоль главной дороги этой земли, пересекая Карельский перешеек, реки Волхов, включая в себя Любшу и Старую Ладогу.

Варяги эти территории активно обживают, и правит ими некий конунг Радбарт из рода тех самых конунгов, что и Коварные Ингьяльд и Аса, о котором саги упоминают как о первом конунге Гардарики, за которого Ауд, получив на то публичное согласие своего малолетнего сына, выходит замуж.

По традиции, Ауд должна была бы испросить разрешение на брак у своего отца, Ивара Широкие Объятия, только его позиция была однозначно против и Ауд Глубокие Мысли делает свой выбор самостоятельно.

Раскопки в Старой Ладоге под руководством в течение 47 лет Профессора Кирпичникова А.Н. дали наглядное представление о размере поселения и фортификационном сооружении того времени. Археологи считают, что в те времена, когда, согласно летописям, в Ладогу пришел Рюрик, население Ладоги составляло от нескольких десятков до сотни человек. У Ивара в ту пору дела идут совсем не блестяще - недовольные его правлением скандинавы массово бегут из Сконе в Вермланд, где под властью конунга Улофа, брата Асы, создается новая сила.

Нортумбрия платит дань неисправно, и надо посетить берега Британии, чтобы вновь заключить её в свои широкие объятья, на юге Балтики его владения атакуют  бодричи. Однако, главное надо наказать дочь за предательство - этот замечательный предлог принес уже столько земель и славы Ивару!

И Ивар Широкие Объятия снова собирает огромный лейданг, боевой флот, чтобы отправиться, на сей раз, на восток. У берегов Карелии ему сниться странный сон, о котором он решил расспросить своего названного отца, Хорда (сага подчеркивает, что в тот момент Ивар уже "очень стар", о возрасте и состоянии здоровья его "отца" не говорится). Они беседуют - Хорд стоит на берегу, а Ивар сидит в лодке.

Хорд объясняет сон Ивара посланным предостережением - мол, Ивар слишком жаден, высокомерен и одержим манией величия, и называет его Змеем Мидгарда. Ивар такое поношение терпеть не готов, и он прыгает за борт, чтобы покарать за такие слова Хорда, и - исчезает в водах. Исчезает и Хорд, из чего сага логично заключает, что Хордом притворялся бог Один, явившийся наказать Ивара за безграничное стяжательство.

Оставшиеся без конунга Ярлы собираются на совет, решают, что вражды у них лично с Радбардом нет и - возвращаются домой. Немного повзрослев, Харальд Боезуб (в одном из сражений он потерял два зуба, но боги чудесным образом ему их вернули, отсюда и прозвище) с помощью младшего брата Рандвера, сына Радбарда и Ауд, захватит Сконе и Данию и будет править ими, Рандвер же наследует Гардарику.

Есть саги, которые упоминают, как Харальд сражается на стороне варягов против шведов, но что это за варяги и какие шведы им досаждали - неизвестно. Харальд погибнет, уже будучи глубоким стариком, от руки своего племянника, Сигурда Кольцо, сына Рандвера. Сигурда Кольцо, в свою очередь, считают отцом легендарного Рагнара Лодброка.

Археологи действительно находят следы варягов и скандинавов в районе Волхова, которые они датируют VII-VIII веками. Существенное усиление процесса освоения этих земель происходит с середины VIII века, предполагается, что в эти годы появляется скандинавское поселение Альдейгья. Спустя несколько лет оно будет сожжено дотла прибывающими в эти края славянскими племенами, но за тем ими же отстроено заново и названо Ладогой. В X-XI веках варяжское слово Гардарика распространяется уже на всю территорию Руси. Необходимо добавить, что большинство саг трактует описываемые события так, как они здесь изложены, хотя существуют и иные версии, рассказывающие о тех же событиях и том же времени, но называющих иные действующие лица.