В погоне за Одином

Так назвал свою книгу известный исследователь и путешественник Тур Хейердал. Он родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе - отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

В 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии. Там же будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла очень важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов Полинезии. Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее, Тур Хейердал до самой глубокой старости остался великим исследователем !

Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. О нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал. Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения. Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых тропических деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века,

Немного меньше известны экспедиция Тура Хейердала на берега Дона. Согласно одной из теорий народ-племя русь, давшее начало древнерусскому государству, произошло из Скандинавии во времена экспансии викингов, называемых в Западной Европе норманнами. Тур Хейердал, норвежский путешественник и исследователь, в 2000 г. организовал экспедицию в Приазовье, чтобы доказать, что это предки скандинавов были выходцами из донских степей. Другими словами, славяне прародители народов Скандинавии, а не наоборот, как считалось все это время.

Сейчас уже найдено множество доказательств, что территория Приазовья была прародиной для населения Скандинавии. Древнескандинавский язык созвучен с древнеславянским, что говорит об их родстве. С такой теорией соглашаются и некоторые зарубежные ученые.

Датский исследователь Либгот рассматривает южно-датские острова как область славянского расселения не позже IX века. Здесь найдены многочисленные кольцевые постройки, характерные для славян, славянские предметы быта: керамика, украшения, ножны. До сих пор такие находки делают на территории всей Скандинавии. Найдены и славянские украшения из клада на Борнхольме

На основании подобных находок Стейнбергер, шведский ученый, делает вывод, что шведский остров Эланд в Балтийском море также ранее был заселен славянами. Подобные сведения подтверждает Саксон Грамматик, датский летописец XII века.

Гуревич, русский ученый, также указывает на круговые укрепления славян в Скандинавии, а польский профессор Урбаньчик описывал в Исландии типично славянские жилища. Таким образом, славянские поселения находились на скандинавской земле уже в глубокой древности. Возможно, славяне были первыми поселенцами Скандинавии.

Доказательства можно так же найти и в языке. Древние норвежцы называли себя нореками, а у славян было племя нориков. У исландцев, как и у русских, сохранилась традиция называть друг друга по имени и отчеству. И таких пересечений очень много как в языке, так и в культуре. Сохранилась легенда, где славянский князь Сканд по благословлению Одина поселился со своим народом на Севере, где и построил Асгард Свитьодский. На месте легендарного города сейчас стоит шведский город Уппсала, а сама страна в честь князя стала называться Скандинавия, или душа Сканда.

Туру Хейердалу показались убедительными изложенные доказательства. Мысль о том, что прародину скандинавских народов нужно искать под Азовом, появилась у него после подробного ознакомления с древнескандинавской «Сагой об Инглингах», где говорилось, что у Одина было королевство на левом берегу Дона. Народ, живущий там, называл себя асами. Ростовские археологи подтвердили, что в древности в Приазовье жило древнее племя осы, возможно, это и были те самые асы.

Хейердал пришел к выводу, что народы асов и ванов действительно существовали на этих землях до нашей эры. За 2 года экспедиции удалось обнаружить около 35 тысяч артефактов, подтверждающих теорию, среди них наибольшую ценность представляли три пряжки, похожие на те, что носили древние викинги. Исследователь посчитал, что одного этого достаточно, чтобы начать переписывать историю.

По результатам экспедиции вышла книга Тура Хейердала «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». Но она осталась практически незамеченной для широкого круга общественности.

Рассказ в книге обо всем  построен в виде беседы Тура Хейердала и его друга — историка и археолога Пера Лиллиестрёма. Внимательно изучив королевские саги скандинавского скальда Снорри Стурлусона, они как бы услышали его подсказку, что его мифы и саги — это прообраз реальности. И поверив Снорри, они не ошиблись. Мифический материал, переплетаясь с реальными историческими фактами дал серьезный повод известному исследователю видеть историю в ином изложении.

В приложении приводится текст книги на русском языке для пытливых читателей для того чтобы составить свое мнение о подобном подходе к осмыслению прошлого.