Праздник Йоль в Сваргасе

Йоль  Yull, Yule, Joel, Joll — средневековый праздник зимнего солнцеворота в северной традиции и культуре. Этот праздник проводится в ночь солнцестояния, когда самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как северяне ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю и пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры,  благословляли урожай и деревья. В эту ночь дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь.

Происхождение названия Йоль сейчас неизвестно. По некоторым версиям оно возникло из старинного исландского слова, означавшего “колесо”, по другим - что оно связано с одним из имен бога Одина, Йольмир. Возможно, Йоль был назван так именно из-за нескольких темных суток, когда мировое колесо достигало своей нижней точки, чтобы потом снова продолжать свое движение к свету. Словообразование - штука хитрая и сложная к разгадыванию, с учетом этого особенно интересно звучит по-русски название традиционного зимнего дерева - ель, ёлка.

Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

Йольское полено - древний обычай сожжения тяжёлого чурбана во время декабрьского солнцестояния. Предпочтение отдавалось брёвнам священного дуба. Дубовое полено медленно прогорало в очаге. На следующий год, когда в очаг помещали новое полено, «остатки старого растирали в порошок и рассеивали по полям в течение двенадцати ночей, что, как предполагали, должно было способствовать росту хлебов» Предполагается, что ритуал сожжения бревна символически представлял гибель света во время декабрьского солнцестояния, а заодно празднование его возрождения.

По традиции, проводились пение  гимна Сваргаса, благословение деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать ветчину восходит к древнему обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия и света. С именем Фрейра связано название дня недели пятницы (англ. Friday, нем. Freitag ). священным животным которого был дикий кабан.

Символика Йоля — йольское полено, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай. Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в очаге, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось.

Другие  символы зимних праздников – омела, которая не только сохраняет зимой зеленые листья, но и растет не касаясь земли, и падуб (остролист), плющ. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела - белыми. Еловые же шишки в северном фольклоре часто были символами фей хвойных лесов (в сказках часто собранные шишки превращались в монеты).

Отдельная история с шарами сосульками. Как пишет  П. Кампанелли о шарах -Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю».

Маленькие шарики размером в два-три сантиметра, надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами, хотя и могут выглядеть странно, если надевать их не во время йольского праздника. В качестве особенных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца.

Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей."

Из праздников Северной Традиции именно Йоль считался самым главным и священным, наполненным силой. Тринадцать ночей Йоля, начиная с ночи солнцестояния, - пограничное время, когда все миры переплетались и встречались между собой. Тролли приходят в дома людей, боги и мертвые свободно перемещаются между границами миров, а живые, умеющие соприкасаться с миром мертвых, именно в эти дни могут выйти из тела и испытать иные формы бытия.

Северяне полагали, что Бог умирает на Самайн и уходит в мир мертвых, а Богиня в двух ипостасях - одна, молодая и плодородная сторона, уходит за мужем, а сверху на земле остается богиня-старуха, Мать Холодов, воплощающая разрушение и смерть. Молодая богиня в чертогах мертвых зачинает нового бога - и время ее беременности является безвременьем, периодом ожидания, которые происходят перед Йолем.

Время родов приходится на Йоль, а ночь до солнцестояния называлась Модранехт - Ночь Матери, или же Мать всех ночей - в эту ночь богиня-старуха, Мать Холодов, рождала молодого Бога Дуба, солнечного младенца, таким образом олицетворяя идею перерождения, возрождения жизни из смерти, а порядка из хаоса. Юный бог начинал битву со старым королем (отцом), за право быть в мире живых, и побеждал его через 12 дней, когда солнце снова показывалось над горизонтом. Ночь Матери проходила под началом матери семьи (и всех женских духов, сущностей, предков, которые оберегают и заботятся о семье).

Эта первая ночь и вечер проводился в компании близких и семьи, потому что быть одному в самое мистическое и темное время года считалось попросту опасным из-за близкого соседства темных сил и представителей иных миров - оставаться в одиночестве было нельзя. Но самой главной конечно была следующая ночь - ночь солнцестояния, когда зажигался йольский костер и давались клятвы на следующий год. Приводили вепря или козла празднующие по очереди касались его и произносили свои обещания. В магическом смысле это самая сильная ночь года. То, что делается и говорится до захода солнца в день после Ночи Матери и перед ночью солнцестояния, определяет весь грядущий год человека.

Через двенадцать дней, на тринадцатую ночь, празднование Йоля завершается (Þrettándi, тринадцатая ночь на старосеверном). По нашему времени она выпадает на канун 3 января, если отсчитывать Йоль от 21 декабря. Знамения, знаки и послания этих суток считаются наиболее верными, это своего рода кульминация гадательных дней. Слова и заговоры этих дней также считаются самыми сильными. У варягов и западных славян на эти дни приходятся время гаданий, ворожбы, хождений за порог, чтобы узнать имя суженого-ряженого. И до сих пор именно в период конца декабря - начала января для гаданий считается самое лучшее время. Именно после Йоля день начинал прибывать, солнца становилось все больше и весна понемногу забирала свои права.

Как и на прочие сезонные события, северяне на Йоль устраивали большой праздник - со своими особыми традициями, ритуалами и блюдами. Повсюду на Йоль приносили в дом ветки вечнозеленых деревьев или деревья целиком и украшали их. Вечнозеленые растения зимой - символ жизни даже в самое холодное время года. На него вешались печенья, самодельные игрушки и ленты.

Под дерево складывали подарки. С одной стороны, эти подарки являются подношением для духов и предков, с другой - наоборот, символизируют подарки семье от существ иного мира. Сейчас эти существа соединились в образе Санта Клауса (Баба Натале в Италии, Дед Мороз в России, Йоулупукки у финнов, сохранивший созвучие с Йолем, и прочие рождественские деды).

В Британии сжигается специальное йольское полено. Его необходимо найти перед Йолем в течение 12 часов, а потом постепенно сжигать все время, пока празднуется Йоль, то есть все тринадцать дней. Это полено служит защитой от темных сил. Уголек от полена хранили в доме в течение всего года как оберег. Помимо вечнозеленых растений (падуб-остролист, сосна, пихта, можжевельник, омела, ель), которыми украшался весь дом, существуют и многие другие ритуалы этого времени.

Интересно, что у славян традиция использования еловых веток появилась много позже, потому что к этому дереву относились с опаской. Зато повсюду, включая славянские земли, имелись обряды с ряжеными на ночь солнцестояния, и было не принято открывать двери чужим - считалось, что постучаться мог кто угодно, пока в мире тьма. Аналог йольского полена существовал и у варягов. Такое полено (деревяшку, корягу) называли бадняк, и жгли его с песенками и приговорами: Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится или  Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба... У варягов такой костер представлял собой сгорающее прошлогоднее солнце, на место которого приходит новое молодое.

Была интересная традиция - дарить друг другу шерстяные обновки. Северяне  верили, что тех, кто не успевал обзавестись до Йоля новой шерстяной вещью, будь то рукавицы или шапка, в йольские дни утащит Йольский кот. Им и пугали детей.

На Йоль хорошо не только дарить шерстяные вещи близким (помним о Йольском коте), но и вообще проводить обряды и магические действия, связанные с шерстью и нитями. Это создание кукол-оберегов, завязывание, плетение, узелки, обряды с вышивкой, расплетание старых ситуаций и узлов. Все старые узлы и путы необходимо развязать, чтобы войти в Йоль легкими и свободными.

Вообще хорошо, если Йоль празднуется ярко и шумно - это помогает отогнать ночь и помочь рождению молодого бога. Здорово, если удастся дождаться рассвета и поприветствовать юное Солнце. Если у вас нет возможности сжечь йольское полено дома по всем правилам, то тогда обязательно нужно отправиться в Средневековый город Сваргас, где можно сделать это в очаге Вапенхейма!

Помните, что за подарки в это время хозяевам дома, где горит йольское  полено, судьба щедро вознаградит особенно если речь идет о варягах !