Правильные имена

Многие гости, которые побывали в Сваргасе на программах, могли получить особенные имена. Мы решили сделать небольшой экскурс в историю, чтобы подробнее рассказать интересные подробности по этому поводу.

«Рекло», «назвище» или «прозвище» - это совсем не ругательства, так называлось личное имя на Руси. Уже после официального крещения появились греческие, латинские или древнееврейские имена, как правило, в честь святых. Однако и после этого, много столетий, приличные русские люди наряду с чужеземными продолжали давать своим детям и правильные привычные традиционные имена.

Русский филолог девятнадцатого века Николай Тупиков посвятил всю свою жизнь выписыванию из летописей и древних документов имен бояр, воевод и простолюдинов. Он старался выписывать именно языческие древние имена, которые носили реальные русские люди, параллельно с христианскими, полученными при крещении. Получилось восемьсот страниц !

Собранные им имена сильно отличаются от привычных хрестоматийных Изяславов и Мстиславов. Гораздо чаще упоминаются  Погоняйло, Хмара, Трясисолома или Умойся-грязью. Некоторые мужские имена казалось бы, женского рода, например, Баба. Были и составные имена. В истории фигурируют Ждан Попка, Хмара Левощ, Томилко Слепой, Добрыня Долгой, Треня Ус, Язык Мошна, Шушило Швец, и новгородский священник 11 века по имени Упырь Лихой. Помимо всем известных Людмилы и Предславы, в берестяных грамотах есть и другие занятные имена. Женой Упыря Лихого вполне могла бы быть Страхота или Беззубая, Неделька или Чудка. Зимой называли по времени рождения, Белянкой - по внешности. Неспокойного ребенка могли назвать Неусыпой или Шумом. Первушка, Третьяк или даже Девятка - такие имена давались по порядку рождения. Конечно же, немало было Волков, Ершей, Медведей, Боровов, и Соловьев. Нет, конечно, были Желаны и Милуши, но в документах сохранились упоминания о людях по имени Брех и даже Гнида.

Считалось, что эти малопривлекательные имена защитят младенца от нечистых сил, чтобы злые духи не забрали с собой  Грязнушу или Ненашку. Это «семейные имена», не известные посторонним, то есть имена, которыми людей называли только близкие родственники. Соседи и посторонние знали уже другое имя ! Эти имена называются прозвищными. Фактически долгое время на Руси у одного человека было чуть ли не 3 имени: полученное им при крещении, древнее традиционное мирское, и, наконец, прозвищное имя. Прозвищное имя, как правило, действительно характеризовало самого человека. Шуба, Ложка, Дуло, или Кузнец - были связаны с работой. Большой или, скажем, Безнос - с внешностью. При этом именно прозвищное имя было главным в жизни человека, а «основное», сохранялось только в письменных источниках: например, «Дьяк Алексейко, нарицаемый Владычько» (1377), «Куземка, а прозвище Богдашко, кабальный» (1598). С XV века мирские имена употреблялись скорее как прозвища: например, «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба». А в XVII веке церковь начала бороться с двуименностью. Дохристианские имена на Руси, как и прозвища были полностью запрещены Петром I. С этого времени они исчезают в письменных источниках. Впрочем, этнографы говорят, что такие имена сохранялись в некоторых деревнях еще в прошлом веке.

Привычными для сегодня славянскими именами называть детей большинство жителей Древней Руси просто не имели права. Владимир, Ярослав, Святополк, Мстислав, Всеволод - все это были имена исключительно статусные - для детей князей. Княжеская династия предпочитала славянские имена.

Впрочем, были и те, которые ряд ученых связывают с северянами. Например, Рюрик, Рогволд, Рогнеда, Олег, Глеб, Игорь. Даже бояре, посадники, военачальники не могли так называться. Так, имя Владимир стали давать детям некняжеского рода лишь после XIV века. При этом у князя должно было быть „публичное“, известное всем и „непубличное“ имя. Поначалу „публичными“ были исконные ведические имена, а „непубличными“ — христианские. Вполне возможно, что эта традиция связана не только с приходом христианства, а с более древними представлениями, согласно которым, знающий подлинное имя человека мог ему навредить колдовским способом. Так, князь Владимир на самом деле Василий - это имя он получил при Крещении, но в историю вошел все же под своим славянским именем. Ярослав Мудрый - Георгий, а Всеволод Большое Гнездо — Дмитрий. Иногда князь имел не два, а три имени. Например, князь Мстислав Великий, помимо христианского имени Федор имел еще имя Харальд, в честь деда по матери, последнего англосаксонского короля Британии. Под именем Харальд Мстислав и вошел в европейские хроники. Княжеские ведические имена вышли из употребления лишь к XV веку. А вот традиция двух имен сохранилась, у наследников престола было два христианских имени: одно домашнее, в честь святого, в день памяти которого тот родился или был крещен, а вот второе - династическое. Это под ним они потом и вступали на престол. Так царя Василия III родственники знали как Гавриила. А Иван Грозный для семейного круга, родни и многочисленных жен вообще то был Титом или Смарагдом.

Поэтому приличный человек и в наши дни должен иметь как минимум два имени ! В Сварбреве из Сваргаса указано рунами официальный факт получения гостя из Мидгарда северного имени. Для тех, кто понимает, что это только начало увлекательного пути в Ванахейм, впереди много приключений для получения своего истинного прозвищного имени )))