Кортик - версии происхождения.

Кортик, является, пожалуй, самым узнаваемым в России холодным оружием. Покажи почти любому взрослому россиянину фотографию кортика - опознает с ходу. Но, как ни странно, при всей популярности и известности кортика до сих пор нет однозначного ответа на вопрос - откуда он, такой, взялся?

Классический кортик советского ВМФ 1953 года производства выглядит следующим образом : рукоять из латуни и слоновой кости, в ножнах держится на защелке, клинок прямой, ромбовидный, но уплощенный. Лезвия отсутствуют, но кончик сильно заострен. Рукоять, у этой модели крайне неудобная, квиллоны перекрестья изгибаются так, что держать его в руках удобно только ребенку или, может быть, девушке.

Это обычный офицерский кортик. Такие выдаются российским военно-морским офицерам и сейчас - гербы только другие. Таксономически это - стилет. Он же - мизерикордия, "кинжал милосердия". Та же самая форма клинка, обеспечивающая великолепную проникающую способность.

Кортики большинства армий других стран, начиная с XIX века, обладают похожей формой. Тот же японский кортик конца позапрошлого столетия - всех отличий, что однолезвийный (видимо, привычка к одному лезвию у самураев уже в генной памяти.  

Способ ношения принципиально другой – японский кортик на поясе расположен вертикально.

Понятно что кортики не всегда были такими. На данный общеизвестны следующие версии происхождения кортика :

1. Кортик - сильно укороченная рапира или шпага, предназначенная для абордажного боя в тесноте внутрикорабельных помещений в ту эпоху, когда морская пехота носила доспехи. Версия имеет "испанский" след и приписывает "авторство" кортика испанским морякам (по другим источникам - английским). Название, в этой версии, происходит от испанского corta - резак.

2. Кортики производились из сломанных сабель, как морских, так и пехотных. В пользу этой версии говорит оригинальная форма традиционного английского кортика XVIII века. Эта версия не объясняет происхождение названия. Разве что от английского short - короткий, что само по себе маловероятно. В одной из книг, посвященной коллекционному оружию, есть  утверждение, что кортики начали делать из сломанных сабельных клинков впервые в американскую Гражданскую войну, что само по себе смахивает на  явный какой-то домысел.

3. Слово "кортик" - это русифицированное польское kordzik, которое, в свою очередь, восходит к слову kord - разновидность тесака. Встречались корды, похожие на кинжалы, а встречались и похожие на мечи. Такие разные корды из Великого княжества Литовского, XIVвек. Соответственно, "кордзик" - это маленький корд, уменьшенный. В пользу этой версии говорит этимологическое родство слов, но сами по себе корды на привычные нам кортики, как видите, походят крайне мало.

4. Ни одна из предыдущих версий не может претендовать на полноту и историческую точность. В этой связи на наш взгляд приоритет за тем, что родоначальником морских кортиков является скрамасакс.  Оружие древних германцев, имел статус вспомогательного короткого меча. Кроме этого, скрамасаксы были распространены, в период с шестого по десятый века, в Норвегии, Финляндии, Прибалтике и даже на Руси. Название скрамасакс или «Большой нож» переводится с франкского языка, как «саксонский убийца». Действительно, значение «большой нож» — подходит ему, как нельзя лучше. Ведь общий размер этого холодного оружия мог достигать семидесяти сантиметров и даже больше. При всем этом это было вспомогательное оружие, а никак не основное. Есть мнение, что название северо-восточной группы германских племен – саксов, пошло именно от названия этого оружия. Клинок этого ножа однолезвийный, прямой, хотя очень редко встречались немного изогнутые экземпляры.  Длина клинка была в пределах от тридцати до пятидесяти сантиметров, а сам клинок имел ярко выраженный скос обуха клинка к острию. Режущая кромка, наоборот была четко прямой без изгибов и шла от пяты до самого острия. Ширина клинка была в пределах от трех до шести с половиной сантиметров. Самое толстое место клинка было у рукояти и составляло от 6 – 9 мм. При такой длине клинка, рукоять делалась соответствующей и составляла порядка десяти – двенадцати сантиметров длины. Итоговая длина скрамасакса могла достигать семидесяти пяти сантиметров. Вес оружия был в районе семьсот грамм.

Скрамасакс выполнял роль статусного оружия, его могли позволить себе только Конунги, Ярлы и Хёвдинги. Особенно он мог быть актуален в абордажном бою на корабле, где такой колющий меч имел очевидные преимущества перед мечом.

Как известно норманны в 1061 году пересекли Мессинский пролив, захватили город Мессину, ставший плацдармом для их дальнейших завоеваний и двинулись дальше сначала в союзе с другими арабами, потом уже самостоятельно. Через 30 лет норманны под предводительством графа Роджера, получившего этот титул от римского папы в 1071 году, завоевали весь остров. Роджер не стал ничего ломать, как это нередко происходит при смене власти, а постарался сохранить и приумножить все ценное, что было на острове при арабах. Сохранили северяне и привычку для старших офицеров флота носить при себе скрамасакс, который был удобен в ближнем бою и наглядным показателем статуса владельца.

22 ноября 1696 г. Петр I издал указ, по которому комнатным стольникам “сказано в разные государства учиться всяким наукам”. Для изучения морской военной службы Петром Первым были отправлены гардемарины за границу, не только в Испанию, но также в Англию, Францию и даже в Венецию, Сицилию. Там же проходя флотскую школу гардемрины познакомились с традициями норманов, которая прошла горнило сражений с турецкими пиратами и потому имевших заслуженную славу настоящих морских волков.  Вполне возможно, что отличительная особенность старших офицеров и знак доблести холодное оружие на специальном подвесе могли быть принесены на русскую землю. Кроме того в тот же период на службу стали массово приниматься бывшие иностранные подданные, часто приезжавшие со своим инвентарем.

 При чем надо различать, что кортик стали именно церемониальным, статусным предметом в то время как оружие абордажного боя для гардемаринов был утвержден морской палаш. В российском флоте кортик оказался в эпоху петровских преобразований. Его ношение было предписано военно-морским офицерам. В это время в абордажах оружие вроде кинжалов уже применялось редко, поскольку исчезли доспехи, и стало гораздо удобнее орудовать тесаками и абордажными саблями.

Сложно найти  достоверное изображение петровского кортика. Только упоминания, что он был прямым и очень длинным, в самом деле напоминая укороченную где-то вдвое шпагу. Кортики "современного" типа в российском военном флоте приняты с 1803 года. С тех пор их вид менялся очень незначительно. Кортик образца 1803 года, с Георгиевским крестом стал еще и Высшей наградой за воинскую доблесть.